Как известно, рецепт точного выстрела складывается из нескольких в разной степени важных элементов. Важно качество и состояние ствола оружия, важно качество патрона и отдельных его компонентов. Важна надежность и точность настройки прицельных приспособлений. Очень важен уровень подготовки стрелка. Но в тот момент, когда все эти компоненты соединились в один готовый к выстрелу организм, последним фактором, влияющим на точность выстрела, становится качественный ударно-спусковой механизм, который даже после того, как стрелок сделает все, что от него зависит, будет еще в течение долгих миллисекунд оказывать прямое влияние на результат выстрела.
Как же это просто звучит: произвести выстрел! Взять — и произвести. Конечно, это попроще, чем произвести «айфон», но и выстрел выстрелу рознь. Есть разница: шмальнуть в белый свет как в копеечку или уложить следующую пулю на 1000 метров с касанием габарита предыдущей? Все развитие ручного огнестрельного оружия по-настоящему началось лишь после изобретения первых спусковых устройств. В свое время никто особо не расчитывал на меткость пищалей, которые надо было активировать фитилем, что делало время и точность выстрела практически непрогнозируемыми. Потом появились первые прототипы ударно-спускового механизма (УСМ), фитильные замки, которые устанавливались на аркебузы и создавали некую предсказуемость выстрела после нажатия на спусковой рычаг. Но говорить о высокой эффективности огнестрельного оружия по-прежнему не приходилось. Наконец, великий Леонардо создал колесцовый замок, заводной механизм которого, сначала изготавливавшийся из пирита, а позже из кремня, высекал искры вращающимся заводным колесом с насечкой, поджигая пороховой заряд. Это стало началом эры компактного оружия самообороны, пистолетов, которые могли находиться в состоянии готовности продолжительное время и быть использованы моментально с предсказуемой точностью.
Колесцовый замок был единственным изобретением Леонардо, получившим распространение еще при его жизни, однако сложность изготовления и несовершенство технологий не позволили этому устройству развиться, и очень скоро оно было вытеснено обычным кремневым замком, который мы можем встретить и сегодня на репликах старинного оружия. Но и кремневый замок был слишком медленным для эффективной стрельбы. Вспомните, как дуэлянты расходились, целились, спускали курки и ждали, пока кремень высечет искру, подожжет порох на полке и воспламенит основной заряд, который тоже, вспыхнув, должен сначала создать давление в камере, прежде чем произойдет собственно выстрел и пуля покинет ствол. Все это бесконечно тянущееся для сражающегося насмерть человека время стрелку необходимо было продолжать удерживать оружие на цели, не зная точно, когда произойдет выстрел. И только по-настоящему хладнокровный человек мог до конца сосредоточиться на этой задаче, отрешившись от вспышки, пламени, дыма и искр, и от встречного огня противника.
Изобретение капсюля, конечно, сильно сократило время ожидания, но не убрало его совсем. Да, сегодня, прожимая спусковой крючок, стрелку не нужно ждать выстрела секунду или две, однако и за те крошечные миллисекунды, что спущенный курок, разгоняясь, бьет по бойку, накалывая капсюль и поджигая заряд, слишком многое успевает произойти для того, чтобы ствол оружия сместился с той точки, на которую стрелок навел прицел, принимая решение сделать выстрел. Много раз я и сам удивлялся, не увидев попадания, хоть и сделал, казалось бы, все, что нужно для успеха, и много раз видел со стороны, как стрелок, идеально прицелившись, смещает оружие в сторону за мгновение до выстрела. Трудно сказать, как своим ученикам разъясняли их недочеты управления оружейным спуском наши предки, но, к счастью, сегодня есть масса инструментов для выявления этих ошибок. От смартфонов с функцией замедленной съемки до датчиков с акселерометром, который четко демонстрирует все действия стрелка и влияние этих действий на точку попадания. Мы уже писали про комплекс Mantis X в контексте подготовки стрелка, но этот же комплекс вполне способен протестировать и качество УСМ вашего оружия.
Очевидно, что под каждые задачи и каждый тип оружия есть свой УСМ. У снайперской винтовки это крайне нежный механизм со спусковым усилием не более 100 граммов, не учитывающий никакую автоматику. У служебного пистолета, наоборот, усилие может достигать 5 килограммов, как, например, у специального УСМ для пистолетов Glock, который называется «нью-йоркский спуск» и призван эмитировать усилие спуска револьвера нью-йоркских полицейских, чтобы те не делали случайных выстрелов после смены старого табельного оружия на современное. Естественно, что свободный ход спускового крючка, ресет, провал и усилие спуска сильно разняться в зависимости от типа оружия и задач, которые перед ними стоят. Короткий ресет спортивного пистолета совершенно не нужен на помповом дробовике, который перезаряжается вручную после каждого выстрела, и, конечно, нежный спуск снайперской винтовки не сможет существовать на полуавтоматическом оружии, где самопроизвольный срыв курка вполне возможен даже от удара закрывающегося затвора.
График, который вы видите ниже, демонстрирует реакцию оружия на всех стадиях управления спуском винтовки. Даже момент касания пальцем спускового крючка уже отражается на точке попадания. А уж моменты начала последовательного взаимодействия всех деталей УСМ могут при неправильной настройке оружия полностью испортить выстрел. Датчик четко показывает момент начала движения спускового крючка, вступление во взаимодействие с шепталом, возросшее усилие при скольжении шептала по поверхности курка и срыв, за которым последовал бы выстрел, если бы оружие было заряжено. Тест проводили три раза, и каждый раз точки отмечают срыв курка примерно в одном месте, демонстрируя единообразие, которое так важно для точного выстрела.
Но взглянув при этом на график нагрузок на само оружие, видно, что за долю секунды перед выстрелом происходит непроизвольное движение плечом или кистью, которое уводит оружие с линии прицеливания в сторону и приводит в результате к промаху, хотя стрелок хорошо прицелился и, в принципе, должен был попасть. На графике синей линией отмечено движение точки прицеливания по мишени до момента, когда стрелок принял решение на выстрел и начал тянуть спусковой крючок. С этого момента путь точки прицеливания становится желтым, и мы видим, как за время воздействия на спуск ствол оружия успевает сместиться значительно левее и выстрел происходит уже не в то место, куда стрелок целился. Красной линией отмечен путь ствола после выстрела.
А если говорить о сплитах, сдвоенных выстрелах полуавтоматического оружия, при которых коррекция прицельных приспособлений и обработка спуска должны уложиться в короткий миг стабилизации оружия после отдачи и закрытия затвора, то там очень большое значение имеет так называемый ресет. То есть расстояние, которое должен пройти спусковой крючок в обратном направлении, прежде чем снова войдет в сопряжение с шепталом и будет готов к следующему выстрелу.
Как правило, заводские настройки УСМ или просто типовой набор спусковых механизмов имеет очень усредненные характеристики, далекие от идеальных. Задача производителя — гарантировать работу базовой модели со стандартным боеприпасом и снять с себя ответственность за нештатные срабатывания УСМ или осечки. Исключением является спортивное оружие, уникальные пистолеты и снайперские винтовки, собираемые на заказ под конкретного стрелка и его запросы, где действуют иные договоренности и обязательства.
Однако и остальные стрелки часто хотят на своем стандартном оружии получить хороший спортивный спуск. Вернее, правильнее будет сказать, что с ростом мастерства стрелок приходит к тому, что его оружие технически перестает соответствовать тем задачам, которые он ставит перед собой. И, к сожалению, не каждый спортсмен имеет навыки самостоятельной доводки своего оружия до приемлемого состояния или знаком с мастером, который мог бы сделать такую работу и гарантировать результат. Поэтому с развитием спорта, как и всегда, когда на рынке появляется спрос, очень быстро на прилавках оружейных магазинов появилась масса вариантов готовых комплектов УСМ для всех популярных видов оружия, которым теоретически требуется доработка спусковых механизмов.
Одним из первых пистолетов, для которого начали массово производить комплекты спортивных облегченных спусковых механизмов, стал пистолет Glock 17. ZEV Fulcrum, Apex Tactical и Timney Triggers — вот неполный список компаний, предлагающих регулируемые, тюнингованные и значительно превосходящие оригинал спусковые механизмы. Они имеют более короткий ход или более плавное усилие. Укороченный ресет, регулируемый провал после сброса шептала. В умелых руках такой УСМ полностью меняет работу оружия. А в неумелых запросто может стать причиной отказа оружия, выстрелов очередью или даже разрушения пистолета.
Для карабинов на базе AR-15 вариантов различных УСМ производят даже побольше, чем для Glock. TriggerTech, Tapco, Geissele, Rise, Jard и многие другие компании предлагают свой взгляд на решение проблемы плавного, отстраненного спуска. В отличие от оригинального УСМ, тюнингованные спуски обычно производят уже сразу в готовом для самостоятельной установки блоке, и за исключением пары болтов тонкой настройки конечному пользователю не приходится ничего доводить до ума самому или тем более — дорабатывать напильником. Также важно, что иногда в пределах одного производителя зачастую стрелкам предлагается несколько принципиально отличающихся вариантов спуска. К примеру, спуск для Практической стрельбы с регулировкой от 1 до 4 фунтов на крючке. Для тактической работы с фиксированным усилием в 5 фунтов. Или для снайперской стрельбы с усилием в 0,5 фунта.
Для наиболее популярных охотничьих карабинов также часто выпускают различные сторонние УСМ. Например, для легендарной винтовки Remington 700 компания TriggerTech выпустила cпусковой механизм с усилием меньше 4 унций, то есть меньше 100 граммов. Такого усилия удалось достичь благодаря использованию в механизме трения качения вместо обычного трения скольжения между подвижными деталями. В итоге только соображения безопасности заставили инженеров не доводить возможности своего устройства до опасной грани. При этом возможности регулировок оставляют стрелку выбор и возможность поиграться с усилиями на свой страх и риск.
Невозможно в рамках одного материала охватить такой деликатный и одновременно обширный вопрос, как спусковые устройства оружия. Но я уверен, что даже после того, что мы описали в этом обзоре, найдутся люди, которые скажут, что, мол, это все ерунда и хороший стрелок с любым спуском может показать результат. Не стану спорить, я видел стрелков такого уровня, что порой кажется, что им действительно не важно, из чего стрелять. Но работая cудьей по снаряжению на многих крупных соревнованиях, я не раз заглядывал внутрь оружия таких стрелков и могу прямо сказать, что никто из них не пренебрегает возможностью установить себе высококлассный УСМ и сосредоточиться только на стрелковых задачах, а не на оружии. Поэтому и мы признаем, что качество спуска — это пятый элемент успеха и в следующих материалах обязательно подробно разберем все плюсы и минусы представленных на рынке спусковых механизмов. И обо всем расскажем вам.